Во время посещения сайта Сайт Администрации городского округа Чехов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Меню

День финансовой грамотности

31 июля в 15:07Обновлено 31 июля в 15:08 Просмотров: 29
Серпуховский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Московской областиинформирует о проведении Дня финансовой грамотности, который состоится 14 августа.
В Серпуховский ТОУ продолжают поступать обращения граждан на жизненные ситуации в соответствии, с которыми вместе с кредитом или займом люди получают разные дополнительные услуги: страховки, подписки, СМС-информирование, консультации юристов и другие платные сервисы. Переплата за такие сервисы часто оказывается существенной, а сама услуга — бесполезной для заемщика.

Некоторые кредиторы идут на любые уловки, чтобы клиент не понял, что от услуги можно отказаться. По закону банки и МФО при оформлении кредита не имеют права заранее ставить отметки, которые означают согласие заемщика на дополнительные услуги. Но на сайтах некоторых кредиторов вы увидите такие галочки, а если попытаетесь их снять, то произойдет «технический сбой». Вам просто не дадут перейти к следующему шагу и отправить заявку на ссуду. Лучше вообще не иметь дела с такими нарушителями и выбрать другой банк или МФО. Бывает, что автоматические галочки появляются не в тот момент, когда вы только берете кредит, а позже.

Например, вы хотите продлить заем или погасить часть долга досрочно — и для этого нужно отправить банку или МФО отдельную онлайн-заявку. В ней тоже могут быть перечислены дополнительные услуги и стоять отметки, что вы с ними согласны. Если видите, что кредитор все за вас решил и не дает вам права отказаться — сделайте скрин и направьте его вместе с жалобой в Банк России через интернет-приемную. Вместе с кредитом банк или МФО предлагает страховку, которая должна снизить процентную ставку. Человек соглашается на ее покупку — ставит галочку о своем согласии в графе с абстрактным названием «услуги страхования». И даже не догадывается, что покупает не один полис, а несколько.

При этом на проценты по кредиту влияет лишь одна страховка — та, что стоит сравнительно недорого. Остальные, возможно, совершенно ненужные, просто увеличивают расходы — порой на десятки тысяч рублей. Выход один — проверять, что именно скрывается за галочками и нечеткими формулировками. Внимательно изучите все условия, в том числе и те, что написаны мелким шрифтом или под звездочками. Описание услуги скрывается под незаметной ссылкой На одном из этапов оформления кредита заемщик видит загадочную фразу, например «согласен со следующим» или «финансовая защита», рядом с которой нужно поставить галочку. При этом совершенно невозможно понять, что эта галочка как-то связана с покупкой допуслуги. Обычно человек думает, что просто соглашается с условиями кредита или займа.

А когда выбирает финансовую защиту — что ставка или другие параметры договора точно не поменяются. Фраза, рядом с которой нужно проставить согласие, выглядит как обычный текст, но на самом деле является гиперссылкой. Если по ней кликнуть, попадете на страницу с более или менее внятной информацией о том, на что же вы согласились. Скажем, на сервис СМС-информирования или страховку от потери работы. Но, возможно, вы в декрете или на пенсии, уволить вас и так не могут, а рассылку от банка или МФО вы получать не хотите.

Нужно понимать, что каждая галочка может оказаться подтверждением покупки ненужных услуг. Не проставляйте никакие отметки, пока не разберетесь, что же они значат. Отказ от дополнительной услуги маскируется под отказ от кредита Во время заполнения онлайн-заявки на заем нужно выбрать одну из опций — «подписать договор» или «отказаться от заявки». Создается иллюзия, что речь о кредитном договоре или о заявке на заем. Но нет! Так недобросовестные кредиторы скрывают кнопку отказа от дополнительных услуг. Если кликнете «подписать договор» – соглашаетесь на какой-то сервис, нажмете «отказаться от заявки» – просто перейдете к следующему шагу оформления займа. В такой онлайн-заявке может вообще не упоминаться услуга, которую вам включают в договор. А информация о сервисе прячется в дополнительных соглашениях или «спецпредложениях» на сайте банка или МФО. Чтобы понять, что именно подразумевает кредитор, когда просит кликнуть на кнопку, нужно потратить кучу времени.

Прежде чем подписывать договор, обязательно проверьте, точно ли в нем указана именно та сумма, которую вы занимаете. Но зачастую люди узнают, что согласились купить какой-то сервис, только когда банк или МФО после перечисления займа тут же списывает часть суммы обратно в счет оплаты допуслуги. Иногда банки включают в кредитный договор дополнительную платную опцию и не позволяют отказаться от нее, когда человек оформляет кредит через сайт или в мобильном приложении. Сделать это можно только лично — в отделении банка. Такое условие включается в договор с расчетом, что заемщик не захочет тратить время и все-таки заплатит за ненужный сервис. Часто это недорогие услуги, стоимость которых кажется человеку не такой критичной, и он соглашается побыстрее подписать договор.

Если вы не хотите идти на поводу у недобросовестного кредитора, остается либо действительно отправиться в отделение банка, либо искать другое предложение. Чаще всего в документах приходится ставить отметки, чтобы согласиться на что-то. Но в этом случае история обратная — галочка нужна для отмены дополнительного условия. Страховка или другая услуга уже содержится в договоре по умолчанию. А окошко для отказа часто никак не выделено графически — эту опцию легко пропустить. Чтобы не платить за ненужную услугу, важно внимательно вчитываться в текст, не пропуская буквально ни строчки. Бывает, что обещают скидку, которой нет. МФО могут вводить заемщика в заблуждение «специальными ценами» на дополнительную услугу. К примеру, рядом с описанием сервиса указывают две цифры и наибольшую из них зачеркивают. Человек воспринимает это как скидку на услугу и рассчитывает на меньшую цену, которая не зачеркнута.

Но при проверке итоговой стоимости договора выясняется, что никаких скидок нет и в расчет включена полная стоимость услуги, а зачеркивание — это всего лишь маркетинговый прием. Кто и при каких обстоятельствах может получить эту специальную цену, нигде не написано. Единственный способ не поддаться иллюзии — заранее посчитать, во сколько вам обойдется кредит без дополнительных услуг, и не заключать договор, пока не увидите правильную сумму. Что нужно сделать, чтобы избежать переплаты. Многие из перечисленных уловок могут поджидать вас не только онлайн, но и в офисе кредитора. Поэтому общий совет — всегда внимательно и без спешки изучайте все документы, которые вам нужно подписать. По закону на это дается 5 рабочих дней. За этот срок кредитор не может изменить те условия займа или кредита, которые уже вам предложил. Если подпишете договор на автомате, велики шансы пропустить важные пункты и переплатить за лишние сервисы. Обратите внимание на размер займа — точно ли эту сумму вы запрашивали.

Изучите таблицу с индивидуальными условиями на первых страницах договора — в ней указано, поменяется ли процентная ставка при отказе от допуслуг и как именно. Проверьте полную стоимость кредита (ПСК) в квадратной рамке в верхнем правом углу на первой странице договора. ПСК показывает размер переплаты. Она учитывает не только проценты по займу, но и стоимость дополнительных сервисов, которые влияют на условия кредита, например на ставку. Все услуги, которые не связаны с кредитом, должны быть указаны в отдельном заявлении.

Обратите внимание: банки и МФО нередко предлагают оплатить допуслугу за счет заемных денег. Когда она влияет на параметры кредита, в ПСК войдет только ее цена. Если она не связана с кредитом, стоимость будет прописана в отдельном договоре. Но в любом случае при покупке допуслуги в кредит на ее цену тоже набегут проценты, то есть в реальности она обойдется вам дороже. Оцените, сколько придется переплатить. Возможно, будет выгоднее рассчитаться за нужный сервис своими деньгами, а не кредитными. Когда банк или МФО не позволяет вам выбрать способ оплаты услуги (включать в кредитный договор или проводить ее отдельно) либо выбор есть, но галочки о согласии кто-то проставил вместо вас — это явный сигнал, что перед вами недобросовестный кредитор. Лучше с ним не связываться. Кроме того, это повод для жалобы в Банк России и Роспотребнадзор. Как отказаться от навязанной услуги.

По закону обязательными являются только страховки недвижимости при оформлении ипотеки. Любые другие полисы и допуслуги опциональны. Вы имеете право от них отказаться во время периода охлаждения. В большинстве случаев он длится 30 дней с момента оформления договора. Сумма возврата зависит от того, начали вы уже получать оплаченные услуги или нет. Учтите, что при отказе от некоторых страховок и допсервисов может вырасти кредитная ставка. Нужно будет взвесить, что выгоднее: купить полис или платить повышенный процент. Но в договоре обязательно должно быть прописано, как изменится ставка. Если такой информации там нет, значит, допуслуга не влияет на процент по кредиту или займу.

Чтобы отказаться от ненужной услуги: подайте заявление в свободной форме поставщику услуги — например, страховщику. Обычно это можно сделать через сайт или мобильное приложение компании. Способы связи должны быть прописаны в вашем договоре; приложите к заявлению копии паспорта, договора на услугу, а также свои банковские реквизиты для возврата денег. Возврат должны сделать в течение 7 рабочих дней. Если за это время деньги так и не придут, обратитесь к кредитору, который продал вам допуслугу.

Подать заявление в банк и МФО получится не раньше чем через 30 дней после обращения к самому поставщику услуг и не позже 180 дней с даты этого обращения. Обязательно укажите, когда вы направили первое требование о возврате. Если у вас нет персонального договора на услуги, а вас присоединили к коллективному, то нужно сразу обращаться к кредитору. После этого у кредитора также есть 7 рабочих дней на выплату. Деньги так и не вернули или вы заплатили за услуги, которые должны быть бесплатными, – жалуйтесь финансовому уполномоченному.